Как изменились традиции сейчас и почему церковь не против современных тенденций – корреспондент «АиФ» выяснял у магистра богословия, аспиранта Московской духовной академии, руководителя информационного отдела Пензенской епархии иеромонаха Фаддея (Голосных).
Медовый, Яблочный, Ореховый
Но поскольку наши предки жили, главным образом, сельским хозяйством, то есть были подчинены народному календарю и питались от плодов земли, они связали воедино праздники сбора урожая с праздниками церковного календаря.
В прошлом сознание народа было более воцерковленным, нежели у современного человека. Любое дело начиналось с молитвы и благословения. Отмечая эти праздники и освящая в храме яблоки, мед и орехи, люди возносили благодарение Творцу за то, что он послал им милость в виде этих съестных припасов.
Здесь пролегает очень тонкая грань между проникновением религиозной культуры в быт народа и суевериями, которые могут увести человека от христианства очень далеко. Стоит помнить, что главное в этих праздниках – это благодарность Богу за все, прежде всего – за хороший урожай.
При этом сейчас сбор урожая - явление чисто условное. Это наши предки ждали, пока яблоки созреют – оттого и Спас у нас Яблочный, поскольку яблоки в средней полосе России самый распространённый фрукт. Сейчас, в эпоху гастрономического изобилия, себя можно баловать чем угодно. Яблоки, мед и орехи в магазине продаются в любое время года, так как выращиваются в специальных условиях или завозятся из жарких стран, где климат позволяет собирать урожай несколько раз в год.
Возникает вопрос – а в чем же смысл этих праздников тогда? Я недавно на эту тему имел беседу с благочинным Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Павлом (Кривоноговым). Обсуждая данную тему, мы пришли к выводу, что смысл очень прост: неважно, откуда эти яблоки и где они были выращены, важен сам праздник. Важно, что человек пришел в храм помолиться и не только просить у Бога, но и поблагодарить Его за все, что Он даёт и делает для человека.
При этом, несмотря на то, что христианство – религия аскезы, в наши дни никто не должен осуждать человека, который ест яблоки, мед и орехи круглый год, когда захочет. Главное, чтобы человек хотя бы раз в год благодарил Бога за эту возможность».
Новые веяния
«Интересно, что история не стоит на месте, народное сознание генерирует идеи и порождает новые праздники, - продолжает отец Фаддей. – В Пензенской области провели семинар для аграриев, и, видимо, желая соответствовать народным обычаям, мероприятие назвали «Картофельным Спасом». Если это оценивать с теологической точки зрения – это не кощунство, а просто некорректное преломление народных и церковных традиций.
В целом идея провести какое-то крупное мероприятие, привязав его к христианскому календарю, правильна. Но зачем же выдумывать несуществующий праздник? В этот день Православная Церковь празднует Рождество святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских. В данном ключе правильнее было бы связать мероприятие со святителем Николаем. Было бы чудесно, если бы аграрии начали семинар с того, что посетили всей своей коллегией храм.
В городе Пенза с 2005 года проводится «Пензенский Спас». Три праздника - Медовый, Яблочный, Ореховый «Спасы» как бы объединяются в один и отмечаются в выходной день (воскресенье) в середине августа.
Данная необходимость связана с практическими соображениями. Дело в том, что народные гуляния проще провести в выходные дни и по этой причине принято отмечать некий обобщенный праздник. Он начинается с молебна на площади, где сейчас практически восстановлен Спасский кафедральный собор, уничтоженный в 30-е годы XX века большевиками, и продолжается концертами и торговлей медом, орехами и яблоками.
Как христианин, я вижу в этом только позитив и, безусловно, посещу этот праздник, но начну его с молитвы – Божественной литургии, чего и всем желаю. Апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва есть!». Под делом здесь подразумевается далеко не участие в светских развлечениях или народных гуляниях. Это деятельная молитва, это верность христианским идеалам, это забота о ближнем и благодарение Богу за оказанную милость».
Смотрите также:
- Праздник Праздников. Пасхальное послание владыки Серафима →
- Страстная неделя. Значение каждого дня Великой седмицы →
- От Китая до Ирана. Пенза на мировой торговой арене →