Тайна «Илюши». Что стало с уникальным пензенским кинотеатром-самолётом?

Кинотеатр внутри самолета Ил появился в 1982 году. © / АиФ

В 1982 году в Пензе открылся уникальный объект - самолет-кинотеатр «Илюша». Так в городе решили отметить 60-летие Всесоюзной пионерской организации. Создать такое «улётное» место решил второй секретарь обкома КПСС Георг Мясников под впечатлением от увиденного в Куйбышеве «Антошки» (переделанный для показа кино Ан-10) .

   
   

В Пензе же детским кинотеатром стал списанный самолёт Ил-18. Первый сеанс состоялся 30 июня 1982 года. «Илюша» произвёл фурор. Вот что писал сам Георг Мясников в своих «Страницах из дневника, 1964–1992»: «Интерес ребят большой». Самолёт-кинотеатр простоял 5 лет. Последний показ был в 1987 году. Что с ним случилось в лихие 90-е? Тайну на загадку исчезновения Илюши приоткрыл один из читателей penza.aif.ru.

Если бы Зощенко знал…

В 1987 году «Илюша» перестал функционировать как кинотеатр. «Тогда он частично имел статус заброшенного. И туда начали приходить всякие маргиналы, вандалы. Он был ни для чего не пригоден, как говорили», – вспоминает бывший начальник управления культуры Пензы Пётр Лощинин.

А потом самолёт начал пропадать по кусочкам. Сначала он лишился хвоста, а потом по очереди исчезли и все остальные части. О том, что с ним произошло, спорят до сих пор.

В редакцию «АиФ-Пенза» обратился пензенец Александр Ерёмин, он утверждал, что является бывшим работником УФСИН, занимал там должность старшего инженера отдела. «Никакой особенной загадки и тайны вокруг этого происшествия нет, – говорит Ерёмин. – Если бы про эту ситуацию узнал писатель Михаил Зощенко, он бы на эту тему написал фельетон!»

Нашли «сырьё»

Дело было в 1994 году на совместной коллегии УМВД, городской и областной администраций. «На этом заседании прокурор задался вопросом: «Почему у нас заключённые не работают, почему прибыли нет?» И тогда начался «допрос» руководителей учреждений, первым был начальник ЯК 7/1», – вспоминает Александр Ерёмин. По его словам, он лично читал протокол того заседания. Внутри учреждения ЯК 7/1 существовал литейный цех по переплавке алюминия, где заключённые как раз и должны работать, но не работали. И дальше Александр Ерёмин вспоминает по-настоящему кинематографичную сцену.

«Начальник выходит на трибуну. А здание, где проходила коллегия, было неподалёку от самолёта «Илюша». И он, знаете, начал прямо, как Хрущёв, говорить, мол, «конечно, работы нет, у нас завод стоит, потому что сырья нет». И показывает рукой прямо на окно, откуда виден самолёт-кинотеатр, и говорит: «Да дайте нам хоть этот самолёт, и мы его переплавим, и вам будет алюминий». И дали добро, представляете?»    
   

Александр Ерёмин как раз отвечал за перевозку самолёта в исправительное учреждение. Перед ним поставили задачу – получить подпись от собственника. Время было мутное, директора у учреждений менялись, как перчатки. И Александр с напарником логично предположили, что самолёт-кинотеатр может принадлежать ни кому иному, как главному пензенскому кинотеатру «Современнику». С него и был списан самолёт, лишь позже стали говорить, что Ил якобы числился за Госцирком. Выяснилось это, по словам Ерёмина, когда приехали ревизоры из Москвы.

«Этого не может быть. «Илюша» тогда мог быть только филиалом «Современника», так как на каждый кинотеатр, даже если это и самолёт, требуются кинофикации (обеспечение условий для регулярного показа кинофильмов), а у цирка этого не было», – комментирует Пётр Лощинин. 

Переплавили в слитки

Для перевозки «Илюши» привлекались машины ГАИ и трактор для перевозки особо крупных частей. «Чтобы не «будоражить» покой населения, самолёт разрезали и перевозили по ночам. И за четыре-пять ночей управились», – рассказал Александр Ерёмин. В итоге уникальный кинотеатр расплавили, сделали из него алюминиевые слитки и реализовали их как готовую продукцию. «И всё это действо было абсолютно законно. Вот так и заканчивается эта «таинственная история. Ну, это не обязательно было делать. Стоял бы он и стоял. А что в итоге получили? Никакого толку, ситуацию экономическую этот самолёт никак не подправил», – подытожил свой рассказ Александр Ерёмин.

Его слова никак не подтверждает Пётр Лощинин, который в то время был начальником управления культуры. Но и не может их отрицать, так как, по его словам,  никто ему о судьбе самолёта не докладывал, он в то время самолётом-кинотеатром никак не занимался.

Пресс-служба УФСИН России по Пензенской области подтвердила, что у них в числе сотрудников был Александр Ерёмин, он работал в этой организации до 2007 года. Но «данный объект, самолёт-кинотеатр «Илюша» для дальнейшей утилизации в учреждения уголовно-исполнительной системы Пензенской области не доставлялся», – утверждают в управлении.