Безмолвные куклы в руках актеров как по волшебству смеются и танцуют, грустят и радуются, влюбляются и расстаются. Одна из таких волшебниц – наша сегодняшняя гостья Ольга Шнитко. В «Кукольном доме» она служит без малого тридцать лет.
Изломы судьбы
«После школы в 1981 году я поехала поступать в Днепропетровский техникум культуры, - с улыбкой вспоминает наша собеседница. – Приехала, вся окрыленная… и не поступила».
На драматическое отделение в то время был какой-то совершенно невероятный конкурс – пятьдесят человек на место. Приемная комиссия выставляла к будущим студентам (и особенно студенткам) жесточайшие требования. Регламентировалось все, вплоть до роста и объема талии.
«Естественно, предпочтение отдавали девушка с модельной внешностью – таким, знаете, настоящим русским красавицам, - продолжает Ольга. – А на меня посмотрели и… в общем, на драматическое отделение я не попала. Но сдаваться просто так не хотелось, а параллельно в то же самое время проводило набор кукольное. И я решила поступать туда. Думала, это будет мой первый этап – закреплюсь в театре, хоть как-нибудь, хоть кем-нибудь, а там все обязательно сложится, как я мечтала. Но все сложилось совершенно иначе».
Кукольная революция
После окончания института молодые актеры начали получать распределения. Кто-то уехал Киев, кто-то во Львов, кто-то в другие города.
«Мне доставались в основном приглашения на Западную Украину, - вспоминает Ольга. – И почему-то мне было страшновато туда ехать. Казалось, что все это очень далеко, ехать туда долго и вообще – подожду-ка я чего-нибудь получше. И я ждала, думала, размышляла до тех самых пор, пока распределение не закончилось и не пришлось ехать не куда хочется, а куда можно. Этим местом оказалась Сибирь, город Братск».
Отказаться было нельзя. В-первых, порядки были строже, а во-вторых, человеку, уехавшему по распределению в другой город, выплачивали подъемные. Два оклада – двести рублей с небольшим.
И все равно это был шок. Все семь часов полета она прорыдала. А немногим позже, в аэропорту, познакомилась со своим первым и бессменным с тех пор художественным руководителем – Владимиром Бирюковым.
Владимир Иванович уже тогда был революционером. В Братске до его прихода был совершенно типичный кукольный театр – как бы сейчас сказали, «старого формата». Ширмочка над сценой, тряпичные куколки, незамысловатые сюжеты – в основном переложения старых сказок.
«Он ворвался в этот театр с шашкой наголо, - с улыбкой вспоминает наша собеседница. – Стал что-то выдумывать, изобретать. Эту тягу к новаторству, стремление к экспериментам он пронес через всю свою жизнь – она и сейчас у него сохранилась».
Именно благодаря Бирюкову Ольга полюбила кукольный театр.
«Первой моей постановкой под его началом был «Мальчиш-Кибальчиш», - продолжает она. – Мне сначала досталась роль какого-то пятого мальчика – ну, можно сказать, массовки – но после нескольких репетиций Владимир Иванович предложил мне сыграть главную роль. И я настолько глубоко ее прочувствовала, настолько этот образ – жизнерадостный, сильный, яркий – оказался «моим», что я поняла: кукольный театр ни в чем не уступает драматическому. А в кое-каких вещах даже его превосходит».
За эту роль она даже получила награду от художественного совета. Какую-то совершенно символическую награду – но в тот момент она казалась нашей собеседницей чуть ли не «Золотой маской».
Новые поиски
Ну а потом началась театральная жизнь. Новые роли, новые образы, первые профессиональные конфликты. Героиня нашей истории заочно окончила ЛГИТМиК – знаменитый Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Получила красный диплом. Так продолжалась пять лет, а после Бирюков решил перебраться в другой город. Братск был местом негостеприимным – там стоял алюминиевый завод, и по улицам постоянно стелился густой серый смог пахнущий тухлыми яйцами.
Вскоре после этого труппа под руководством нового худрука поставила один из самых красивых спектаклей, которые шли на сцене «Кукольного дома». – «Спящую красавицу». В нем сцену куклам заменяла старинная фисгармония, а история разворачивалась под живую музыку – все той же фисгармонии, флейты и скрипки. Этот спектакль давно снят с репертуара и восстановить его, к сожалению, невозможно: главного исполнителя и автора мелодий Вячеслава Макарова уже нет в живых, а остальные музыканты в безрадостные девяностые оставили творчество и подались кто в бизнес, кто в торговлю.
Театр меняет людей
За без малого тридцать лет службы в «Кукольном доме» Ольга Шнитко сыграла более пятидесяти ролей. Одна из ее самых любимых – мама-утка в «Гадком утенке».
«Это тоже очень личная роль, - признается наша собеседница. Мне вообще очень близки такие уютные, добрые, в чем-то даже печальные образы. Когда я ее играю, мне хочется всех, кто сидит в зрительном зале, обогреть. И донести до всех одну простую, но очень важную мысль: «Любите своих детей! Не отпускайте их!»
А порой доходит и до смешного.
«Например, в новом спектакле «Попугай и веники», за который нас номинировали на «Золотую маску», я… сижу под столом, - продолжает Ольга. – Там есть очень сложная кукла, и ей нужно управлять вдвоем. Один артист отвечает за рук и корпуса, а на мне, получается, вся мимика, движения корпуса, повороты и наклоны головы. Один мой знакомый, узнав об этом, спросил: «а тебя не оскорбляет то, что ты под столом сидишь?» Я так подумала – и правда, может, стоит оскорбиться? Потом решила, что нет, не стоит. Зачем? Мне нравится, как работает моя кукла, нравится то, что я делаю. Что же тут может быть предосудительного?».
Но несмотря на то, что «Кукольный дом» регулярно ставит серьезные и сложные «взрослые» пьесы – да и детские спектакли в его репертуаре вовсе не так просты, как может показаться – скептики все равно остаются.
В этом году пензенский «Кукольный дом» вновь выдвинут на главную театральную премию «Золотая маска». Сразу в четырех номинациях – редчайший случай и настоящее признание для режиссера, художников и актеров. И хотя не все в нем идет хорошо – он так же, как и тридцать лет назад, ютится в здании бывшего райкома партии, спектакли играются на крохотной сцене, а в зале порой не хватает пространства, чтобы вместить всех желающих – свою главную миссию театр выполняет как всегда с блеском.
«Куклы учат… сопереживать, - подводит итог нашей беседе Ольга Шнитко. – Чувствовать. Это опыт, который нельзя приобрести ни в каком другом месте. Я вижу, как люди, даже самые недоверчивые, самые черствые, скептически настроенные ко всему, что мы делаем – меняются, покидая зрительный зал. Так что приходите к нам. Прикоснитесь к волшебству. Мы всегда вам рады».