Выставка «Взгляд», посвящённая творчеству французского художника Анри Матисса, открылась в Пензе в Губернаторском доме. Он вошёл в историю искусства как художник, совершивший настоящую революцию. Матисс - один из основоположников и ведущих представителей фовизма. Его работы отличаются яркостью цветов и необычными формами.
Совсем другие подлинники
«Разумеется, к нам приехали не подлинники, – объяснил директор Пензенской областной картинной галереи им. К. А. Савицкого Кирилл Застрожный. – Мы их не сможем привезти в Пензу уже хотя бы потому, что только страховка обойдётся в очень серьёзную сумму. Жители и гости города увидят 120 литографий произведений мастера».
Литография - особый способ авторской печати изображений, при котором краска под давлением переносится с камня на бумагу. Она отличается от гравюры передачей цвета. Работы привезены из частной коллекции в Москве.
Чем интересен Матисс
Центр экспозиции занимает большой баннер с одним из самых известных произведений художника «Танец». Это картина была написана мастером по заказу русского коллекционера Сергея Щукина.
Посетители могут увидеть как работы Матисса в стиле фовизм, так и работы в технике декупаж, когда он «рисовал ножницами» при помощи цветной бумаги.
Первое, что бросается в глаза при взгляде на работы Матисса – яркие цвета, причудливо сочетающиеся между собой. Глядя на портреты, нельзя не заметить, что те, кого изображает автор, мягко говоря, мало чем похожи на реальных людей. В этом и состоял замысел художника, он изображал людей такими, какими он их воспринимал. Матисс говорил, что если бы ему нужно было реальное изображение человека, он бы воспользовался фотоаппаратом. Сами картины, согласно задумке художника, не должны были нести какой-то конкретный смысл и не должны были ничего символизировать. Предполагалось, что для того, кто смотрит на работы мастера, они станут мягким креслом, в котором можно уютно устроиться и насладиться эмоциями.
Новатор и классик
Выставка условно состоит из трёх частей: портреты, мотив окна, а также поздние работы художника. Под каждой из картин указаны цитаты из его статей, книг и писем.
«У ранних работ Матисса нет того буйства красок, которое можно будет увидеть в других его картинах, – рассказала ведущий специалист экспозиционно-выставочного отдела Пензенской областной картинной галереи им. К. А. Савицкого Карина Сычина. – Они в целом довольно сдержанные. Но однажды Анри Матисс вместе со своими друзьями, молодыми художниками, путешествовали по югу Франции. Яркие цвета, увиденные ими в поездке, вдохновили на произведения, которые вскоре выставили в одном из французских салонов. Картина Матисса «Женщина в шляпке» была выполнена в совершенно новом для художника стиле. Не всем это пришлось по душе, нашлись те, кто хотел сорвать картину со стены, а один из критиков и вовсе произнёс: «Эти работы, словно дикие звери, рядом с которыми пришлось оказаться несчастному Донателло». Поскольку работы молодых художников были выставлены рядом с произведениями в духе Ренессанса, это усилило диссонанс. Название «дикие звери» (или «lesfauves») дало название течению «фовизм».
Кроме просмотра произведений французского мастера, пензенцы могут узнать о его жизни: о непростых отношениях между ним, его женой Амели и натурщицей Лидией Делекторской, роли России в творчестве мастера и о том, как в годы войны он нашёл свой способ сражаться.
«Анри Матисс, несмотря на направление, в котором он работал, уже давно и сам
является классиком, – объяснила искусствовед, заслуженный работник культуры РФ Ольга Иванчикова. – Его произведения отобраны временем, его творчество отражает те реалии, в которых он находился при жизни. Его художественные образы так же актуальны для нынешнего времени, как когда-то были актуальны в XX веке. Глядя на работы современных художников, нельзя не задаться вопросом: «А почему наше искусство выглядит именно так?». Творчество Матисса оказало большое влияние на художественные произведения, которые создаются сейчас. Чтобы испытать эмоции от картин, совершенно не обязательно иметь какие-то особые знания. Вся сила изобразительного искусства – в его восприятии. Люди любят видеть новое. Творчество Анри Матисса как раз для этого подходит».
Отметим, что работы Матисса ценят не только как источник чувств, но и как капиталовложения. Так, картина «Лежащая одалиска под магнолиями» (1923) несколько лет назад была продана с аукциона за 80 млн долларов.
Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», на канале Яндекс.дзен.