От призвания - к признанию! Галина Репная стала Народной артисткой России

Известная пензенская актриса Галина Репная не успевает отвечать по телефону и благодарить за теплые поздравления. На днях ей присвоено звание народной артистки России. Соответствующий указ подписал президент Владимир Путин.

   
   

В Кремль, к Путину

- Знакомые, поклонники, друзья со всех концов России шлют поздравления, звонят по телефону — такое добро идет ко мне, что мне ни о чем плохом думать не хочется. Я купаюсь в этой позитивной энергетике, в любви моих поклонников, — радуется артистка. —Теперь надо продумать, в чем ехать в Москву, платье, туфельки, прическу, все-таки не каждый день в Кремль к Путину приглашают. Когда будут награждать, надо выглядеть безупречно.

Когда ей ранним утром позвонил Виталий Соколов (руководитель литературно-драматургической части) и сообщил о событии, обрадовалась и немного растерялась. И только потом пришли мысли о колоссальной ответственности, высокой чести и награде, к которой шла много лет.

В костюме из марли и тюбетейке с пером

Она родилась в городе Кропоткин Краснодарского края в послевоенном 1946-м в простой советской семье.

С детских лет познала труд на земле. Вместе с мамой ухаживала за нехитрым хозяйством. Родители трудились в колхозе, папа кузнецом, мама простой работницей.

- Нас было у родителей четверо, - рассказывает актриса. - Я была старшей. Мама нас будила часов в шесть. И вместе с братом (он младше меня на два года) мы частенько ехали в колхоз помогать. Помню, как высаживали свеклу: на коленях туда и обратно километр. Перекусим в обед все вместе луком с хлебом, яичком да молоком — и дальше. Было и такое, что хлебушек натрем чесночком — и сыты. Не роптали. Так жили все. Просто и дружно. Курица — раз в неделю. Это был праздник! Жилось несладко в послевоенные годы. Масло в доме было редко. По горам собирали лопухи, солодку. И не болели серьезно.

Галина Евгеньевна вспоминает Краснодарский край и свое детство с особым чувством. Тяга к театру у нее появилась с ранних лет. В десятилетнем возрасте вместе с отцом участвовала в конкурсах художественной самодеятельности.

   
   

— До сих пор в памяти сцена клуба, папа играет на мандолине, и я в национальном костюме, сшитом мамой из марли, исполняю татарский танец, — вспоминает Репная.— В тюбетейке — куриное перо. Я была в третьем классе. Папа, пришедший с фронта контуженный, еще играл на гавайской гитаре, на цимбале, барабане. Многогранный был человек, веселый, заводной, участвовал в художественной самодеятельности. И меня за собой увлек. И разъезжали мы с концертами по деревням. Зал всегда был битком. Я исполняла этот танец, и душа моя будто ликовала, видя со сцены радостные лица людей и слыша их аплодисменты. А рядом был мой папа…

Уже тогда испытывала трепет от самого нахождения на сцене и аплодисментов публики.

Девочка, хочешь стать актрисой?

В 15 лет ее ждала суровая реальность: после окончания семилетки поступила Галина в ремесленное училище на «полное довольствие».

- Семья у нас была большая, четыре рта моим родителям было не прокормить, а в ремесленном обували, одевали, кормили, - говорит Репная. - С этого возраста она стала постигать взрослую жизнь. И профессия нужная – училась я на маляра-штукатураплиточника, жила на квартире, за которую родители платили 5 рублей, и вовсе не думала о сцене.

Пока не вмешался Его величество Случай. В клубе, куда девушка вместе с другими подростками пришла на спектакль Кисловодского народного театра, режиссер этого театра пригласил желающих на репетиции. Услышав об этом, она полетела в Кисловодск.

Она стала играть разные роли. Но первую роль не забудет никогда.

— Сначала я играла служанку, а через два года — барышню, - рассказывает актриса. - Народный театр гастролировал в Пятигорске, Кисловодске, по всем ближайшим санаториям. Было очень интересно.

И однажды в одном из санаториев ее заметили. Она играла девочку с веснушками. Вот что об этом рассказала актриса:

— После спектакля открывается дверь в гримерку, я в этот момент смываю грим, канапушки, и какой-то дядечка говорит: « Девочка, ты мне понравилась. Хочешь быть профессиональной актрисой и играть в настоящем театре?» Я глаза вытаращила: «Конечно, хочу!». « Тогда приезжай на конкурс в Ставрополь. Мы набираем артистов в Пензенский театр». Это был главный режиссер пензенского облдрамтеатра Михаил Адамович Юфа.

О Пензе она ничего не слышала. Но на конкурс решила поехать. Прочитала несколько стихотворений . И вскоре уже ехала в незнакомый город в Поволжье с чемоданом-балеткой, в котором лежала нехитрая одежда, комбинация, расческа, декольтированное платье, которое одолжила у подруги, и шмоток сала.

Сцена – ее жизнь!

— «Анютка во власти тьмы» стала моей первой ролью в Пензенском областном драматическом театре имени А.В. Луначарского. Я ничего не играла. А словно проживала ту жизнь. Была естественной, была той десятилетней девочкой, — рассказывает Галина Евгеньевна.

Обладающая необычайной интуицией, природным умом и тактом, Галина Евгеньевна приобрела профессиональные навыки «на ходу», от роли к роли впитывая опыт мастеров сцены — актеров и режиссеров. Ее творческую судьбу с полным основанием можно назвать счастливой — у нее не было «простоев» в работе. И сегодня в ее репертуарном листе яркие запоминающиеся роли.

— Трудно сказать, в каком жанре она интереснее: тонкий юмор, обаятельное лукавство, подвижный темперамент делают ее украшением любой комедии, в психологической драме Галина Репная заставляет зрителей глубоко сопереживать, в трагических ролях вызывает слезы в зале, — говорит Виталий Германович Соколов. — Всегда много и охотно актриса работала и продолжает работать в спектаклях для детей.

Сегодня Галина Евгеньевна — характерная актриса широкого диапазона.

Неоднократно и успешно Галина Репная играла в дуэтных спектаклях: «Эй, ты, здравствуй!» Г. Мамлина (1972, 1977), «Скамейка» А.Гельмана (1987), «Без ангела-хранителя» по пьесе Н.Птушкиной «При чужих свечах» (1996), «Персидская сирень» Н.Коляды (2007). А 10 февраля 2011 года состоялась премьера первого в истории театральной Пензы моноспектакля «Оскар и Розовая дама» попроизведению Э. Шмитта висполнении Галины Репной. В1985 году на театральном фестивале, посвящённом 40-летию Победы вВеликой Отечественной войне, была награждена премией зароль Веры вспектакле «Светлый май» по пьесе Л.Зорина. На фестивале 1990 года во Владимире получила приз «Лучшая женская роль» за роль матери в спектакле «Зверь» М.Гиндина и В.Синакевича.

С 1993 года она заслуженная артистка РФ. Наград и званий у Галины Репной много — всех не пересчитать! Но главная награда, конечно, — это полученное звание народной артистки России!

На сцене Пензенского драматического Галина Репная выступает уже 53 года. За это время она сыграла около 250 разных ролей: Анютка, Баба Яга, Пеппи Длинныйчулок, Лаура, Лиза Бричкина, Глафира Глумова, Голда и многие другие — главные и второстепенные, вошедшие в постоянный репертуар театра. Артистка играет в спектаклях «Бременские музыканты», «Золото. Любовь. Революция», «Мое загляденье», «Мужчина к празднику», «Поминальная молитва», «Оскар и Розовая дама».

Репная не первый год ведет занятия с юными актерами в лаборатории актерского мастерства «Первая скрипка». А скольким молодым дарованиям она передала свой богатый опыт за всю театральную карьеру и не перечесть!

В ее гримерке стены исписаны теплыми пожеланиями от известных гастролирующих актеров, известных людей.

— Театр — моя жизнь! — признается актриса. — Каждую роль пропускаю через свое сердце.

Она сыграла 250 ролей за 53 года служения Мельпомене. Истово, преданно, самозабвенно. В театре невозможно трудиться без вдохновения. В храме искусства немыслимо сделать спектакль или концерт в одиночку – идея, рожденная в одной голове, реализуется коллективно. Болен ты или что-то случилось дома – ты обязан выйти на сцену и сыграть свою роль. И каждый раз после спектакля актеры кланяются нам, хотя это мы, зрители, должны поклониться им за служение искусству.

Те, кто хоть раз переступил порог театра и вдохнул запах кулис, – не могут расстаться с ним.

— Признание пришло не сразу и не вдруг, — признается любимица пензенской театральной публики. – Это была непростая дорога с трудностями и радостями. До успешного выступления в драматических, в комедийных ролях классического и современного репертуара я долгое время играла маленьких девочек, цветочки да пенечки. И были глубокие сложные роли. Словно ждала своего часа.