Код памяти. Зачем в «Тарханах» разводят пчел и пекут блины

18 апреля мировое сообщество отмечает Международный день памятников и исторических мест. 2024 год особенный в жизни усадьбы «Тарханы»: уже 85 лет здесь преданно хранят память о М.Ю. Лермонтове.

   
   

Вместе с сотрудниками музея-заповедника penza.aif.ru  продолжает цикл публикаций, которые посвящены великому русскому поэту.

Справка
Официальное открытие музея состоялось 30 июля 1939 года. Через 5 лет он был преобразован в музей-усадьбу, с 1969 года имеет статус музея-заповедника, включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (1997 год). Благодаря настойчивости, увлеченности, энтузиазму таких людей, как А.И. Храмов, Н.П. Пахомов, В.А. Мануйлов, И.А. Андроников, Г.В. Мясников, Т.М. Мельникова и многих других для сохранения памяти о поэте сделано и делается все возможное и невозможное.

Культурный ландшафт и «генетический код»

Каждый, кто приезжает в Тарханы, может легко почувствовать себя современником поэта. В «живом» музее танцуют на балах XIX века и фольклорных праздниках, поют песни, которые мог слышать М.Ю. Лермонтов от тарханских крестьян, показывают театрализованные представления, в основе которых реконструкция обрядов (особенной популярностью уже более 30 лет пользуется «Тарханская свадьба»).

Здесь предлагают отведать блюда дворянской и крестьянской кухни давно минувшей эпохи, пишут чернилами при помощи перьев, предоставляют возможность почувствовать «тяготы» передвижения в экипаже, запряженном лошадью, или насладиться красотой этих благородных животных, став зрителем конной карусели. В усадьбе учат основам тарханских ремесел (ткачество, гончарное производство, лозоплетение, лоскутная техника).

Мельница в музее-заповеднике «Тарханы». Фото: Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы"

Все более чем 211 га земли не просто существуют как культурный ландшафт, но и используются по прямому назначению. На пасеке разводят пчел и качают мед (настоящий, из особого «букета» тарханских трав). Пруды зарыблены, в садах плодоносят фруктово-ягодные культуры, которые после переработки подают в музейной столовой.

В теплице (как не вспомнить лермонтовское «и сад с разрушенной теплицей») выращивают растения для украшения экспозиций. В XIX веке внутреннее убранство домов было естественным продолжением окружающей природы, поэтому должно было изобиловать многочисленными цветами и экзотическими культурами. Ветряная мельница имеет вполне действующий механизм, позволяющий смолоть на глазах удивленных посетителей муку.

   
   

Это не случайный набор развлечений для привлечения туристического потока. Каждое «действо» создано на основе серьезного изучения научной литературы и краеведческого материала.

Красота и польза

Приступая к строительству усадьбы в конце XVIII – начале ХIХ века, супруги Арсеньевы, которые увековечены историей как бабушка и дедушка великого поэта, придерживались принципа совмещения таких понятий, как красота и польза. Кроме прочего, все, что составляло чисто практическую сторону жизни, а также то, что являлось декоративным (парковые «затеи») гармонично вписывалось в естественный природный ландшафт.

В решении этой сложнейшей задачи могли пригодиться знания, полученные Михаилом Васильевичем Арсеньевым от известного садоустроителя, автора журнала «Экономический магазин» А.Т. Болотова, который многие годы посвятил созданию пейзажных садов.

Фото: Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы"

Планировались они не только по чертежам, но и по эскизам со всеми элементами живописи: игрой света, перспективой, колористикой (к слову сказать, те, кто руководствовался данными принципами усадебной планировки, даже сорта зеленых насаждений выбирал так, чтобы были естественные переходы от одного оттенка к другому).

К сожалению, пока не найдены ни чертежи, ни эскизы по проектированию тарханской усадьбы, тем интереснее оказалась работа исследователей, благодаря которой теперь не только восстановлены планировки парка и садов, но и найдены сорта зеленых насаждений, которыми мог любоваться М.Ю. Лермонтов.

«Долго, долго ум хранит...»

«Долго, долго ум хранит первоначальны впечатленья...», – признавался когда-то М.Ю. Лермонтов. И барский дом, который «был похож на все барские дома: деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской», и перспектива «полей земли родной», и «малиновая слива», и «ландыш серебристый», и «благоухание садов» – все, что вдохновляло поэта, демонстрируют современные «Тарханы».

Даже особый вид тюльпана Биберштейна, который внесен в Красную книгу Пензенской области, найденный на территории музея, живет, радуя глаз внимательных посетителей.

Многие произведения поэта отражают тарханские впечатления. Рассказы участников Отечественной войны 1812 года, в том числе и крепостных крестьян, легли в основу стихотворения «Бородино».

А еще народные песни, сказки, бытовые реалии крепостной Руси, волнение «желтеющей нивы» и «пляска с топаньем и свистом», запах дождя и очертания луны, грозовые тучи и «снег летучий, серебристый...». Если взять собрание сочинений поэта, без особого труда можно увидеть картины и образы, подаренные русской литературе «Тарханами».

Фото: Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы"

Место поклонения

Среди всего великолепия и очарования, которое можно ощутить только в условиях русской провинциальной усадьбы, есть еще одна особенная данность, которая привлекала бы людей в «Тарханы». 

Именно здесь с 1842 года, благодаря неустанным ходатайствам бабушки поэта, покоится прах Михаила Лермонтова. Это непреложное обстоятельство наполняет особенным смыслом все, что делается для сохранения памяти о гении, за столь короткий земной путь сумевшим стать «генетическим кодом» тарханской усадьбы и знаковым явлением отечественной и мировой культуры.

Научный сотрудник музея-заповедника «Тарханы» Юлия Голоб