Карты, ложь и шальные деньги. Театр «Кириллица» показал «Игроков» Гоголя

Владлена Курылева, / АиФ

Спектакль по пьесе Николая Гоголя «Игроки» от студенческого театра ПГУ «Кириллица» состоялся 10 февраля в Доме офицеров. Эта постановка заняла третье место по зрительскому интересу среди премьер всех пензенских театров в 2023 году, а также блестяще проявила себя на фестивале «Театральное Приволжье». В этот раз тоже в зрителях недостатка не было.

   
   

«Обмануть всех и не быть обманутым самому»

Действие пьесы разворачивается в небольшом трактире провинциального города, куда заселяется нечестный карточный игрок Ихарев, недавно получивший большой выигрыш. Одолеваемый желанием иметь ещё больше, он знакомится с тремя такими же шулерами, как и он, намереваясь их обыграть. Однако те предлагают объединиться с ними, чтобы совместными усилиями выиграть по-настоящему крупную сумму. Ихарев не может не согласиться. С этого момента простая карточная игра принимает серьёзный оборот.

Фото: АиФ/ Анна Логинова,

Поначалу четвёрка шулеров ведёт неспешный разговор о своём «ремесле», вспоминая способы отъёма денег, сопровождая их циничными комментариями. Так происходит до тех пор, пока за карточный стол не садится «жертва».

«Этак прожить, как дурак проживет, это не штука, но прожить с тонкостью, с искусством, обмануть всех и не быть обманутым самому — вот настоящая задача и цель!» – торжественно выводит Ихарев, думая, что выигрыш у него уже в кармане. В следующую секунду надежды с треском рушаться.

Увлечённый азартом, ведомый жаждой наживы, Ихарев не только не замечает, когда его план приумножения выигрыша даёт сбой, но и не сразу понимает, как вдруг оказался в незавидном положении. Он поучаствовал в розыгрыше пустоты, и даже там не выиграл, отдал собственные деньги малознакомым людям, а когда это циничным образом вскрылось, оказалось, что он даже пожаловаться на это не может. Ему осталось лишь кричать от бессилия и грозить непонятно кому.

Меньше шоу, но больше актёрской игры

Хитро продуманная ложь, которой с удовольствием поверил Ихарев, была тщательно выстроена, благодаря совместным действиям персонала трактира и его постояльцев. Жесты, мимика, интонации – всё то, на что обычно полагается карточный игрок, было доведено каждым из актёров до абсолюта, что придало действию максимальную достоверность. В маленькой комнате трактира разворачивалась большая и чертовски убедительная драма. 

   
   

«Особенность спектакля такая, что мы старались сделать меньше шоу, но больше актёрской игры, – рассказал режиссёр студенческого театра ПГУ «Кириллица» Константин Бутин. – Мы поставили камерный свет, он не меняется за всё время спектакля, и оставили мало музыки. Это было сделано целенаправленно. Единственное, на чём мы сделали акцент – стиль ампир, присущий эпохе конца XIX века, мебель мы воссоздавали вручную, для этого очень постарались наши актёры. Мы решили не экономить, чтобы зритель погрузился в атмосферу того времени. Суть самого спектакля на поверхности: если ты хочешь кого-то обмануть, всегда найдётся тот, кто с лёгкостью обманет тебя. Гоголь описывает время повальной увлечённости азартными играми, когда одни с лёгкостью проигрывали имения и деньги, исчислявшиеся сотнями тысяч, другие искали способы этим воспользоваться и часто находили. В пьесе игроки говорят: «Ставь всё и ты выиграешь, сразу выиграешь!» А разве не то же самое говорят в Интернете сейчас, обещая быстрое обогащение?».