И упали стулья. Как в Пензе прошла премьера спектакля «На бойком месте»

Впервые за последние сто лет на пензенской сцене был поставлен спектакль по пьесе «На бойком месте» А.Н. Островского, автора, чьё творчество нередко обращалось к теме купечества. «На бойком месте» - не исключение.

   
   

Эта пьеса не такая известная среди широкого зрителя, как та же «Бесприданница» или «Гроза», но в ней также присутствуют мотивы, характерные для этих произведений: любовный треугольник, патриархальная семья, главой которой является человек строго нрава, судьба молодой девушки, которая не вписывается в среду, в которую попала. Вот только в центре повествования не купцы и привычное Островскому Замоскворечье. «Бойкое место» находится на большой проезжей дороге. В постоялом дворе, где и разворачивается действие, останавливаются разные люди, в том числе весьма сомнительные личности. Но даже здесь есть место для настоящей любви и человеческих страстей. 

В постановке правильно и чётко расставлены акценты, многие сцены поставлены так, что эмоции персонажей можно понять и прочувствовать, хотя они в этот момент ничего не говорят и даже не двигаются.

В пример можно привести две сцены. Первая из них: встреча бывших возлюбленных после долгой разлуки. Она пытается добиться от него ответа, почему тот разлюбил её, а он настолько оскорблён, что не намерен ничего ей объяснять. Персонажи сидят за длинным столом друг напротив друга. Тишина, затем играет музыка и стулья, стоящие по бокам, медленно поднимаются, изображая преграды из непонимания. Затем, спустя некоторое время, с помощью того же стола и стульев автор спектакля изобразил чувства между героем и его новой возлюбленной. Только на этот раз стулья опускались, давая героине возможность буквально доползти до героя по этому столу. Всё без единого слова, однако чувства и отношение персонажей друг к другу легко считываются зрителем.

Фото: Пензенский областной театр драмы

Самые драматичные события пьесы не случайно происходят под дождём (капли буквально льются на персонажей, которые укрываются от них зонтами), а развязка действия ставит наконец всё на свои места, воздавая должное ключевым героям пьесы. Правда, не совсем понятно, зачем одна из героинь произносит свой монолог о тяжёлой доле молодой девушки дважды, и почему ближе к концу действия другой её монолог сначала выносится бегущей строкой, затем она его повторяет, когда на сцене уже появляются другие персонажи.

Фото: Пензенский областной театр драмы

Как сама постановка, так и игра актеров по-настоящему убедительны (примечательно, что настоящая волна оваций от зрителя досталась актеру, который сыграл собаку, по сути бессловесного персонажа, который умудрился раскрыться лишь через язык тела).

Современному зрителю есть что почерпнуть из пьесы, а также весьма интересно увидеть ее в современной интерпретации.

   
   

Ближайшие спектакли назначены на воскресенье 6 и 27 ноября в 18:00. 

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники».