Борис Шигин: «Писать и зарабатывать деньги - это разные вещи»

Борис Шигин / Из личного архива

В августе пензенскому литературному журналу исполнилось 30 лет. Его рождение символично совпало с рождением новой России в 1991 году. О современной литературе и поэзии, о культуре чиновников и о хозрасчетном творчестве читателям «АиФ-Пенза» рассказал главный редактор «Суры» Борис Шигин.

   
   

О рождении «Суры» и долгах Пушкина

Игорь Польских, «АиФ-Пенза»: Борис Владиленович, является ли совпадением рождение современной России с появлением на свет одного из первых литературных журналов в стране?

Борис Шигин: Конечно же, нет. Если посмотреть, кто сегодня отмечает тридцатилетний юбилей, то обнаружится, что это очень многие сообщества и организации. Тогда страна обновлялась и естественно, что это обновление коснулось и Пензы. У нас в области и в те годы было много умных людей, которым тогда пришла мысль возродить литературный журнал в регионе. До «Суры» - и не надо забывать об этом - в шестидесятые годы в области существовал литературный альманах «Земля родная». Так что появление нового журнала у нас не случайно.

- Можно ли сказать, что тогда возникла необходимость в возрождении русской духовности в регионе, частью которой является и литература?

- Да, это верно. Примерно в то время Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что «в России культура держится на пяти китах: музеях, библиотеке, театре, толстом литературном журнале и любом объединении творческих людей». Так вот, к музеям, театру и так далее все привыкли, но о литературном журнале многие забыли и, к счастью, к началу девяностых вспомнили, что русская культура со времен Пушкина без литературного журнала обходиться не может.

- Все ли тогда получилось сразу?

- В тот год я работал телевизионным журналистом, и именно я по интересному стечению обстоятельств готовил материал о первом номере «Суры». Кстати, на юбилейной выставке одним из экспонатов является та самая печатная машинка, на которой я набирал материал о презентации литературного журнала в Пензенской области. А на самой презентации я исполнял одну из своих песен. К самому журналу я отношения тогда не имел - его главным редактором стал в 2003 году, - но знаю, что примерно через год после первого выпуска выяснилось, что учредитель оказался не в силах содержать издание и оно оказалось на грани закрытия. Тогда это была настоящая трагедия. К счастью, «Суру» спас в то время департамент культуры.

   
   

- Получается, что литература в России в целом и в Пензе в частности хозрасчетной быть не может?

- Есть замечательный пример: после смерти Пушкина обнаружилось, что он остался должен сумасшедшую по тем временам сумму в 138 тысяч рублей. Так вот эти долги гениального поэта возвращал царь. Скажу так: писать и зарабатывать деньги - это разные вещи.

О «прописке» и «Суре» в США

- Кто были авторы журнала, когда вы стали главным редактором? Появились ли среди них новые?

- Тогда получился замечательный симбиоз старых и новых авторов. Но именно в тот год в редакции «Суры» также сформировалась команда профессионалов, которая работает по сей день. Своим главным завоеванием я считаю привлечение в журнал не только пензенских авторов, но и писателей со всей России. Литературный журнал местечковым быть не может, он полноценно существует только в том случае, если подпитывается от авторов всей страны. «Литературная газета» как-то написала о «Суре»: «это всероссийский журнал, но с пензенской пропиской». Сегодня у нас тысячи авторов из пятидесяти регионов России, это наша гордость и гарантия того, что портфель издания всегда будет полным.

- «Суру» читают не только во всей России, но и в Европе и даже в Соединенных Штатах?

- Да, некоторые наши авторы живут за океаном. Естественно, что мы им отсылаем журнал. Но ведь «Сура» выходит и в электронном виде, так что любой человек может прочитать журнал в любой точке планеты.

- Вашим главным достижением считают не привлечение авторов со всей страны, а слияние журнала с областной библиотекой. Насколько это было оправдано?

- Восемнадцать лет назад, ко времени моего прихода в качестве главного редактора, с финансами в журнале все было плохо. Тогда слияние показалось замечательным выходом из ситуации. Спасением. «Сура» стала частью областной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова для того, чтобы получить финансирование. Благодаря этому с 2003 года стабильно выпускается шесть номеров журнала в год.

О «Тик-Токе» и Окуджаве

- Сейчас очень популярны детективы, любовные романы. В этих жанрах надо писать, чтобы стать популярным?

- Если писатель ставит перед собой задачу стать популярным, то ничего хорошего он не напишет. Глубина мысли, литературная ценность произведения и популярность - понятия разные. Например, мы же все знаем авторов детективов в мягких переплетах. Да, их можно назвать популярными, но к литературе их произведения вряд ли имеют какое-то отношение. Писатель должен жить по схеме, которую открыл Булат Окуджава: «как дышишь - так и пишешь». Автор должен писать именно как дышит, как чувствует и как мыслит. К счастью, пензенский край очень богат такими настоящими писателями. Чудо литературы происходит тогда, когда пишешь о себе и для себя, а это становится интересно всем.

- Нет ли ощущения, что со сменой поколений печатные издания, журналы скоро уйдут в прошлое?

- Вопрос возник давно. Я неоднократно принимал участие во всевозможных дискуссиях на эту тему. Мне кажется, что в этом смысле самый правильный путь - путь сосуществования. Сегодня мы уже ничего не сможем сделать с тем, что литература есть и в интернете, но книга, журнал, хороши только тогда, когда их можно взять в руки, когда их можно поставить на полку.

- Но ведь все чаще современная молодежь формирует свои вкусы во всевозможных соцсетях. Имеет ли, например, Тик-Ток какое-то отношение к культуре?

- Я плохо знаю Тик-Ток, общаюсь в фейсбуке, в основном. Но точно знаю, что соцсети к литературе никакого отношения не имеют. Задача литературы – выражать свои чувства и мысли с помощью художественных образов. Задача соцсетей - соединять людей и публиковать какую-то информацию. Литература - искусство. Соцсети - средство коммуникации.

О политике, Путине и геростратовой славе

- Насколько политика присутствует в культуре? Обязан ли поэт, писатель в частности или литературный журнал в целом занимать какую-то социальную позицию, становиться «гласом народным»?

- В России почти всегда - да! Еще Пушкин, спрашивая разрешения у Бенкендорфа издавать литературный журнал, писал: «Журнал мой предлагаю правительству – как орудие его действия на общее мнение». Слова «общественное» тогда ещё не было. И далее: «Общее мнение имеет нужду быть управляемым». Разные были времена, но самые известные российские поэты и писатели никогда от политической жизни страны не отдалялись: Карамзин, Пушкин, Толстой, Салтыков-Щедрин, Белинский, Маяковский, Твардовский…

- Скоро выборы и зачастую агитация перед ними превращается в ушаты вылитой грязи, а дебаты – в мордобой. Встречали ли вы культурных политиков?

- Именно поэтому, несмотря на лестные предложения, в 2012 году я политикой заниматься перестал. А культурных… Редко, но встречал. Если говорить о Пензе, то вспомню главу администрации Пензенской области Анатолия Федоровича Ковлягина. Он читал, помогал пензенским писателям. Не раз просил принести ему новую книгу, продвигал ен в библиотеки области. Если говорить о политиках российских, вспомню ядро «Яблока» в середине 90-х: Лукина, Явлинского. Не раз бывал на встречах с Путиным – вполне культурный политик. Оговорюсь: никогда политиков не идеализировал, но всё познаётся в сравнении.

- Насколько встреча с известным человеком - будь то певец, композитор или писатель - может повлиять на человека? Что вам дала встреча с Булатом Окуджавой?

- Как автор песен я общался со многими выдающимися поэтами и бардами. Например, с Александром Дольским, Александром Городницким, Олегом Митяевым... Но встреча с Булатом Окуджавой изменила мою жизнь. Он мне дал понять, что пишущий человек лишен гарантий стать известным. Он спросил меня: «Боря, вам сколько лет?» На момент встречи мне исполнилось 33 года и у меня уже были какие-то песни. Булат Шалвович мне на это сказал, что в тридцать три он написал только свою первую песню. Тогда я понял, что можно написать тысячу никому не нужных песен, или одну, но нужную всем.

- «Сура» поэтому организовывает встречи со своими читателями в рамках созданных при журнале клубов?

- К огромному сожалению, эти клубы в настоящее время закрыты. Были и литературные встречи, и музыкальные фестивали. Но в отсутствии поддержки они прекратили свое существование. Сейчас оказалось так, что кроме редакции журнала, кроме авторов и читателей это стало никому не нужным. Это очень горько.

- Получается, что те, от кого это зависит, стали менее культурными людьми?

- На днях министр обороны и ближайший соратник президента Шойгу назвал самой большой проблемой в стране разложение общества, а самым опасным врагом - внутреннего врага. Думаю, что самый опасный - это разрушитель культуры. Причем он может быть совсем незаметным и даже пассивным, но при этом именно он наносит страшный удар по обществу. Потеря культуры не будет заметна сразу, возможно пройдут десятилетия - ее нельзя померить линейкой или взвесить. Но очень надеюсь, что понимание последствий этого наступит гораздо раньше.