Май начался с подсчёта ущерба от заморозков, в регионе объявлен режим ЧС. Пока официально заявлено, чтопострадало 20 тысяч гектаров, это чуть более 1% от посевов. Правда, эти цифры не окончательные.
Неприятно, но не смертельно?
Больше всего от холодов пострадали овощи, ягоды. Очень сложная ситуация с плодовыми садами. Отразится ли это на ценах? С начала года инфляция в регионе и без того растёт быстрее, чем в конце 2023-го, её размер в марте составил 7,04%. А цены на плодоовощную продукцию повысились ещё больше – на 9,6%.
«Неблагоприятные природно-климатические условия, сложившиеся в начале текущего сельскохозяйственного сезона, негативным образом отразятся на национальном и региональном продовольственном рынках. Низкая температура воздуха, избыточная влага и заморозки на почве в первой половине мая обусловили гибель саженцев, затормозили рост посевов, отсрочили высадку рассады в грунт, отложили начало активных работ на дачных участках. Агрокультурам нанесён значительный ущерб, который сопряжён с прогнозируемым снижением объёма сбора урожая.
Ожидаемое падение объёмов производства сельскохозяйственной продукции и сокращение её предложения при стабильном потребительском спросе на продовольственные товары вызовет дефицит и рост цен на внутреннем рынке. Импорт сельскохозяйственной продукции из стран ближнего зарубежья, например, из Азербайджана или Туркменистана, позволит минимизировать дисбаланс спроса и предложения на продовольственном рынке. Однако рост тарифов на перевозки обусловит повышение цены на сельскохозяйственную продукцию и усилит темп инфляции в годовом выражении», - прогнозирует кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы» Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Татьяна Суханова.
Зерна хватит?
Есть и более оптимистичные прогнозы. Но они касаются в первую очередь зерновых и продуктов из них.
«Ситуация с заморозками, конечно, будет иметь последствия. Экспортные цены уже начали расти. Но ситуация на внутреннем рынке остаётся стабильной. Государство давно регулирует её с помощью квот. Сейчас, например, ввели квоты на сахар. Кроме того, если говорить о зерне, то после двух очень урожайных лет в стране накопились значительные его запасы. Поэтому рыночных предпосылок для повышения цен на внутренних рынках нет», - считает ректор Пензенского государственного аграрного университета Олег Кухарев.
Зерно и зернобобовые – основные культуры, которые выращиваются в регионе. Поэтому можно говорить о том, что ущерб в сурском крае, скорее всего, будет меньше, чем в соседних регионах. Те участки, что оказались испорчены заморозками, ещё можно пересеять. Правда, сельхозникам это не всегда выгодно.
Деньги или урожай
Компенсировать ущерб могла бы страховка. Тем сельхозпроизводителям, которые надеются на компенсацию от страховщиков, региональный минсельхоз рекомендовал не пересевать поля, пока не будет задокументирован ущерб от заморозков. А времени остаётся немного. Успеют ли и зерновые заново посеять, и документы оформить? А может быть, кто-то не будет торопиться и возьмёт деньгами, то есть страховкой? Впрочем, страховка есть далеко не у всех.
«Нет, мы не страхуемся. Не видим в этом смысла», - поясняет Олег Тоцкий.
«Чтобы получить страховую выплату, надо очень скрупулезно подходить к оформлению документов. Не все сельхозпроизводители могут уделять этому внимание, в результате им на самом деле могут отказать в перечислении страховой выплаты», - соглашается Олег Кухарев.
Впрочем, помочь производителям может сам рынок. В последние урожайные годы было немало было тех, кто не торопился продавать зерно по бросовым ценам, старался попридержать его до лучших времен. И вот, похоже, такие производители дождались.